Главная » 2021 » Январь » 15 » «Формирование предпосылок для развития инженерного мышления, творческих способностей у детей дошкольного возраста» (представление опыта)
13:53
«Формирование предпосылок для развития инженерного мышления, творческих способностей у детей дошкольного возраста» (представление опыта)

Мир технологий захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. Всё  больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» робототизированному производству в экономике и промышленности, что требует развития у личности  умений жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…То есть  обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.
Инженерное мышление - это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.
Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.
Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.
В настоящее время дошкольное учреждение ставит одной из своих задач создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструирование.
При рассмотрении вопроса развития у дошкольников первоначальных технических навыков были выявлены следующие проблемы:
 - у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развиты навыки проектирования и конструирования, логического мышления;
- дошкольники испытывают сложности в формировании мотивации к выполнению конструктивных и математических заданий повышенной сложности;
 - у воспитанников недостаточно развиты пространственные и математические представлений в процессе конструирования;
- дети старшего дошкольного возраста испытывают сложности при организации совместной деятельности в коллективе, навыков коллективного труда, т.е. умение распределять обязанности, планировать свои действия в соответствии с общим замыслом, добиваться коллективного результата, анализировать ошибки и неудачи.
Родители (законные представители) детей в свою очередь с проблемой, отмеченной нами были согласны, но ссылались на отсутствие времени и возможности в помощи своим детям.
Исходя из данной ситуации в нашем детском саду, для решения данных проблем, были созданы необходимые условия:
- изготовили из подручных средств необходимые дидактические материалы: игры «Танграм», Колумбово яйцо», «Пентамино»;
 - предоставили пособия «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» и различные конструкторы;
 - разработали картотеки со схемами для дидактических игр и пособий;
 - с начала учебного года для детей старшего дошкольного возраста в нашем саду разработана и активно реализуется дополнительная образовательная программа «Юные инженерики».
Данная программа разработана с целью формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.          Предпосылки инженерного мышления формируются в познавательно-технической деятельности, которая включает в себя:
формирование элементарных математических преставлений с                 использованием различных дидактических средств и техник;
совершенствование практических навыков моделирования из Lego-конструктора и магнитного конструктора;
ознакомление с основами робототехники через использование набора Робот-мышь («Robot Mouse Code&Go» Мышиный код), «Робот Ботли. Делюкс», LEGO WeDo.
Результатом работы стало:
Пополнение предметной среды разнообразными дидактическими материалами (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры «Танграм», Колумбово яйцо», «Пентамино») позволяет ребенку понять возникновение представлений как результат практичес­ких действий с предметами, выполнение разнооб­разных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработку навыков счета, измерения, вычислений, создают предпосылки для общего умственного и математического развития. Данные игры развивают пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику. Освоив действия счета, способы различений геометрических форм дети стали самостоятельно применять их в ходе игр с конструкторами разных видов, сюжетно - ролевой игре.
Пополнение предметной среды конструкторами робот-мышь «Robot Mouse Code&Go» и «Робот Ботли. Делюкс» даёт возможность детям научиться ориентироваться в пространстве, создавать свою программу маршрута из различных последовательностей. Дошкольники знакомятся с базовыми понятиями программирования и основами кодирования без использования экрана (что важно). Набор позволяет детям учиться создавать для препятствия и задачи, такие как перемещение деталей и преодоление препятствий. Для еще большей радости Ботли может кататься, следуя извилистым линиям на задней стороне плитки, используя нижний датчик или даже трассируя линии, которые дети нарисовали черным маркером на бумаге.
Следующим этапом запланировано освоение конструктора LEGO WeDo.
Образовательные конструкторы LEGO WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка «игрушку». Причем, в процессе игры воспитанники научатся собирать своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята познакомятся с техникой, откроют тайны механики, привьют соответствующие навыки.
Несмотря на то, что программа совсем недавно появилась в нашем саду и мы продолжаем активно изучать данное направление, имеются результаты трансляции среди родительской и педагогической общественности.
 
 

Подготовила материал: Исакова И.А., воспитатель высшей квалификационной категории

Просмотров: 180 | Добавил: dsivyshka16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar