Главная » Статьи » Мои статьи |
Развитие профессиональных связей в условиях реорганизации сети дошкольной образовательной организации
Медведева Наталья Юрьевна, заместитель директора Детского сада «Светлячок»
В образовательной организации педагог – важнейший ресурс для решения всех задач. Он вершина всего менеджмента. Вложение моральных и материальных ресурсов в профессиональный рост педагога становится долгосрочным инвестированием в эффективность деятельности дошкольной образовательной организации, конкурентоспособность и поддержание высокого уровня качества дошкольного образования. В свою очередь, развитие профессиональных компетенций педагога напрямую связано с общением в педагогическом сообществе, с возможностью транслировать, впитывать и обобщать опыт работы с участниками образовательного процесса в диалоговом и практикоориентированном режиме. Для организации системной работы по развитию профессиональных связей педагогов мы использовали ресурс реорганизации дошкольных образовательных организаций Заводоуковского городского округа. С марта 2016 года Детский сад «Светлячок» стал единым юридическим лицом, в котором трудятся 145 педагогов, 1 директор, 7 директоров филиалов, 1 заместитель директора, 10 старших воспитателей и воспитывается 2391 ребенок дошкольного возраста. В состав единой большой дошкольной образовательной организации вошли 6 детских садов города Заводоуковска, 3 сельских детских сада.
Начать работу по развитию профессиональных связей в образовательной организации решили через следующие направления: - сохранение и приумножение уникального педагогического опыта коллективов; - расширение форм морального и материального стимулирования сотрудников. - использование практикоориентированных форм на сплоченность и командообразование; - сохранение традиций филиалов, развитие корпоративной культуры; Выстраивая взаимодействие с педагогами и руководителями, мы проанализировали уникальный педагогический опыт коллективов через публикацию электронного блокнота «Детский сад «Светлячок» в событиях и лицах», в статьях которого, каждый филиал презентовал актуальный опыт отдельных педагогов и коллектива по приоритетным направлениями профессиональной деятельности. Данная форма работы позволила структурировать методическое сопровождение в каждом детском саду индивидуально, создать условия для трансляции уникальных педагогических практик работы с воспитанниками дошкольного возраста и спрогнозировать годовой план работы образовательной организации с учетом профессиональных потребностей коллективов. Считаем, что такой подход позволил нам сохранить ценность каждого педагогического коллектива и создать диалоговую площадку на основе доверия с каждым сотрудником образовательной организации. Деятельность по мотивации и стимулированию персонала образовательной организации мы решили начать с изучения потребностей и интересов сотрудников, так как каждый работник уникален и ценен. Для определения дальнейших действий было проведено анкетирование по двум основным вопросам: «Какие формы морального стимулирования вы считаете лучшими для вас?» И «Какие из аспектов работы для вас являются самыми важными?» В опросе приняли участие 141 педагог образовательной организации. Таблица 1. «Какие формы морального стимулирования вы считаете лучшими для вас?»
Таблица 2. «Какие из аспектов работы являются для вас самыми важными?»
Таким образом, мы подошли к пониманию, что имея представление о возможностях того или иного сотрудника, необходимо осознавать мотивы его профессиональной деятельности, прежде всего ведущий мотив, лучше всего проявляемый: - в целях деятельности, который выбирает или предпочитает каждый сотрудник; - результатах деятельности, приносящих ему удовлетворение; - эмоциональных переживаниях и реакциях, сопровождающих процесс достижения поставленной цели. По результатам анкетирования выстроили систему материального поощрения работников через деятельность Совета образовательной организации за результативность участия и обобщения опыта в конкурсных и методических мероприятиях различного уровня. Издали Положение о поощрении работников образовательной организации (приказ № 105 – ОД от 11.08.2016), за период работы объединенного педагогического коллектива грамотами образовательной организации (с занесением в трудовую книжку работника) за высокий профессионализм, творческий подход и активную педагогическую позицию отмечены 15 педагогических работников (в том числе один старший воспитатель), 3 сотрудника учебно – вспомогательного персонала, 1 работник младшего обслуживающего персонала. Активно используем практикоориентированные формы повышения мотивации сотрудников через наставничество, руководство творческими группами на уровне образовательной организации. Анализируя информацию о стимулах работников, выявили, что 50% респондентов отмечают «Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах организации» как один из главных показателей морального стимулирования. Для этого использовали практикоориентированные формы на сплоченность и командообразование. Работа по методическому сопровождению педагогических и административно – управленческих кадров образовательной организации организована через такие формы, как: - с педагогами: наиболее эффективной формой - стало функционирование творческих групп на уровне Детского сада «Светлячок» и филиала детский сад «Сказка» по реализации развивающих и здоровьесберегающих технологий с воспитанниками. В деятельность творческих групп вовлечены все педагоги, руководителями – стали опытные уважаемые педагоги, которые за прошедшие период смогли создать замотивированные команды единомышленников из числа воспитателей и музыкальных руководителей. Таким образом, методическое сопровождение педагога осуществляется не только по вертикали от лица старшего воспитателя или директора, но и по горизонтали – от опытного воспитателя, создает наилучшие условия для обмена профессиональным опытом, позволяет реализовать различные практикоориентированные формы совместного взаимодействия -наставничество, мастер – классы, практикумы, просмотры деятельности с воспитанникам, а также позволяет обмениваться актуальными идеями наполнения развивающей среды групп нестандартным развивающим и спортивным оборудованием, его использованием в работе с детьми дошкольного возраста. В связи с запросом педагогического сообщества образовательной организации, в перспективе, с января 2017 года создаем площадку для обмена опытом между творческими группами детских садов через реализацию долгосрочного педагогического проекта для старших воспитателей и педагогов образовательной организации «Содержание дошкольного образования: преемственность приемов и методов обучения»;
Работа аналитической группы для нас имела положительный результат по нескольким направлениям: во - первых, позволила осуществить качественный анализ деятельности образовательной организации за текущий учебный год и обозначить совместные направления работы на 2016 – 2017 учебный год в рамках годового планирования. Во – вторых, это создание диалоговой площадки для обмена профессиональным опытом, для возможности «напитаться» различными идеями, проектами, творческими планами. В - третьих, создать условия для дополнительной практики старших воспитателей в аналитической деятельности, выявлении направлений, трудностей и путей их разрешения через работу педагогического коллектива.
- работа с административно – управленческим персоналом носит системный характер, так как именно от директора филиала, старшего воспитателя зачастую напрямую зависит качество как сетевого, методического взаимодействия, так и в целом предоставления услуг дошкольного образования. Были использованы такие результативные формы работы с директорами филиалов и старшими воспитателями как, Совещания при директоре, когда обсуждаются вопросы планирования, контроля, методического сопровождения, деятельности образовательной организации согласно обозначенной повестки, ежепятничные планерки, где совместно находится решение «живых», «насущных» проблем и создается творческая среда для ненавязчивого методического сопровождения директоров филиалов. В рамках развития корпоративной культуры начали работу с изготовления и внедрения авторских бейджев для каждого сотрудника образовательной организации, отражающих специфику и традиции каждого педагогического коллектива.
В перспективе же планируем расширять эффективное профессиональное взаимодействие сотрудников образовательной организации через реализацию годового плана, в том числе, через формы государственно – общественного управления. Уже сегодня мы можем сказать, что данная система развития профессиональных связей имеет положительный эффект, и проявляется, в том числе, в результатах ежегодной диагностики уровня развития педагогических компетенций педагогов (+7,6 % к 2015 – 2016 учебному году), в повышении уровня аттестации педагогических работников образовательной организации (+8,3 % к 2015 – 2016 учебному году), снятии психологических барьеров совместного взаимодействия.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 999 | |
Всего комментариев: 0 | |