Главная » Статьи » Мои статьи

Использование массажных ковриков в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

В последние годы существенно снизились показатели здоровья и темпы развития детей дошкольного возраста. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сохранение и укрепление здоровья  детей.
На логопедических занятиях в работе по коррекции речевых нарушений у детей используем разнообразные здоровьесберегающие технологии (артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, физминутки…), а так же применяем игры и упражнения с массажными ковриками.
Занимаясь с ковриками,  ребенок учится слушать и слышать себя, получать информацию от органов чувств, перерабатывать и воспроизводить ее. В игровой форме, незаметно и плавно снимается нервно - психическое и мышечное напряжение, ребенок становится жизнерадостным и открытым миру, у него восстанавливаются физические и духовные силы, оживают эмоции, меняется фон настроения.
Используем массажные коврики для активизация поверхности  стопы ног и кистей рук ребенка, что  влияет на здоровье всех органов, успокаивает и оздоравливает весь организм, а так же оказывает наибольший терапевтический эффект и ещё активнее стимулирует речевые области коры головного мозга.
Работать с такими тактильными ковриками просто и интересно, это вызывает сильный эмоциональный отклик у детей, как младшего, так и старшего дошкольного возраста, а так же помогают нам решать различные коррекционные задачи:
-  развитие общей и мелкой моторики, развитие координации движения с речью;
- совершенствование навыков ориентировки в пространстве и собственном теле;
- развитие памяти, внимания;
- развитие лексико - грамматического строя, фонематических процессов;
- актуализация словаря;
- работа над слоговой структурой слова.
Проводимые на логопедических занятиях игры и упражнения с использованием массажных ковриков, могут применяться воспитателями во время режимных моментов в группе, а так же родители дома.
Вот некоторые из этих упражнений:
1. Игра «Найди место звука»
Цель: развитие фонематического восприятия
Ход игры: перед ребенком выложены 3 коврика. Взрослый произносит слово и просит ребенка определить место гласного звука в слове (начало, середина, конец). Ребенок встает на коврик определенного цвета.
2. Игра «Топни – хлопни»
Цель: дифференциация звуков (по звонкости – глухости)
Ход игры: ребенок стоит на коврике, руки на поясе. Взрослый произносит слова с дифференцируемыми звуками. Ребёнок повторяет и выполняет примерное упражнение. Например: Если услышишь звук [С] – 3 раза топни, [З] – 3 раза  хлопни.
3. Игра «Твердый – мягкий»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры: перед ребенком выложены 2 коврика – синего и зелёного цвета. Взрослый произносит слово с отрабатываемым звуком и просит ребенка определить мягкость или твёрдость заданного звука в слове. Ребёнок, услышав заданный звук, начинает гладить (стучать) ладонями  по коврику соответствующего цвета.
4. Игра «Я знаю 5 названий…»
Цель: обогащение словарного запаса.
Ход игры: ребенок стоит на первом коврике, руки на поясе. Взрослый начинает игру словами: “Я знаю 5 названий …” (словарь по лексической теме). Ребенок называет слова по заданной теме и продвигается вперед по коврикам.
5. Игра «Повтори чистоговорку»
Цель: автоматизация звука.
Ход игры: Перед ребенком на столе коврик. Взрослый произносит чистоговорку на отрабатываемый звук и показывает движения руками на коврике, ребенок повторяет.  
А так же игры: «Прыгай и называй», «Наступай и повторяй», «Веселые ладошки», «Повтори за мной», «Зайчики и медвежата», «Самый внимательный» и др.
Практика использования данных игр и упражнений в работе с детьми, имеющими речевые проблемы, показывает их принадлежность к числу эффективных средств коррекции психического состояния и речемыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста, что способствует достижению максимально возможных успехов не только в преодолении речевых расстройств, но и общего оздоровления организма дошкольника.

 

     Т.В. Корженюк,  учитель – логопед высшей квалификационной категории

Категория: Мои статьи | Добавил: dsivyshka16 (17.03.2021)
Просмотров: 183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar