Главная » Статьи » Мои статьи

«Организация предметно – развивающей среды» Киселева Е.А. детский сад "Золушка"

Евгения Анатольевна Киселева

Детский сад «Золушка» - воспитатель подготовительной к школе группы

«Организация предметно – развивающей среды»

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды. Поэтому данная тема для меня актуальна, потому что организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, уровни активности.

Изучив современные исследования, посвященные предметно –развивающей среде (С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, В.А. Петровский, М.Н. Кларина, Л.А. Смыгина, Л.П. Стрелкова М.Н. Полякова) рассматривают развивающую среду как естественную, комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребенка.

Поэтому предметно-игровую среду своей группы я организовала таким образом, чтобы каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получил бы множество вариантов для своего развития. При этом учитывала несколько принципов – стабильности-динамичности, гибкого зонирования, открытости-закрытости, половых и возрастных различий, принцип эстетической организации среды. Все оформление группы выдержано в едином стиле. Пособия яркие, крупные, безопасные, доступные детям.

Для всестороннего развития ребенка в группе были организованны предметно развивающие центры: речевой, математический, эстетический, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в один или несколько многофункциональных центров. К данным центрам имеется свободный доступ.

Например, в центре эстетического развития, находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.
Здесь же есть место для небольшой выставки, которую оформляет ребенок самостоятельно.

  • речевого развития, имеется книжный уголок. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. Также есть центр с различными дидактическими играми по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
    познавательного развития создан центр науки. Задача данного центра - развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Для детского исследования и экспериментирования используем самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес.

Также имеется центр конструирования, который способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место.

Театрализованный центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров, маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.

Для социально – коммуникативного развития в группе создан центр «Сюжетно – ролевых игр», где оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Здесь же мы учитываем интересы мальчиков и девочек. Для развития творческого замысла в игре девочкам нужны предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Для формирования у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, ходим в гости к детям младших групп, посещаем детей из другого детского сада.

Для физического развития детей мы используем всю территорию детского сада. Это групповое помещение, музыкальный зал, физкультурный участок на улице. В группе имеется спортивный уголок, который содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное). Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно.

Таким образом, умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении детей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. Меня переполняет радость от того, что я вижу, с каким желанием дети идут в детский сад, хотят быть в детском обществе.

Спасибо за внимание!

Категория: Мои статьи | Добавил: dsivyshka16 (03.05.2017)
Просмотров: 1387 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar