Главная » Статьи » Мои статьи

«Педагогическая песочница» Владыкина Т .В. детский сад "Сказка"

«Педагогическая песочница»

Воспитатель Детского сада «Сказка» Татьяна Васильевна Владыкина.

 

Педагогическая песочница - многофункциональна.

Она позволяет одновременно решать задачи: Воспитания, Обучения, Развития и Коррекции детей.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если это игры с песком.

Песочная терапия-это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией дают ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяют раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а дальнейшем и провести коррекцию!

Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Терапия основывается на открытии психолога того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает нам нередко излечиться от болезней, справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.

Как это работает?

Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они - как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а так же и осознать, какие мысли вас тревожат.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, а взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.

Работа с песком успокаивает (особенно гипперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие – то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы.

Каждый раз, устраиваясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой, интересной игре.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что воспитатель дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, воспитатель сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а так же поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.

Во время занятия может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроения группы и возраста детей. Развивающие занятия с детьми наиболее эффективнее, чем стандартные приемы обучения. Именно, благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребенок быстрее осваивает буквы и цифры, понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времен года. С помощью построений на песке можно развить наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребенок сможет проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком - это своеобразная самотерапия с помощью педагога. Ребенок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребенок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем в реальной жизни!

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

1.Формируют представление об окружающем мире.

2.Развивают мелкую моторику, глазомер.

3.Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

4.Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)!

5.Помогают познавать вешний и свой внутренний мир.

Формы и варианты песочной терапии.

Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняя гармонией.

Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

  1. «Чувствительные ладошки». Горячее – холодное, мягкое – твердое, сухое – мокрое.
  2. «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравиться на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3.Игра «Секретик». Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка – откопать «секретик», а потом сделать похожий.

4.Рисунки на песке. Данная техника, под названием «Песочная арт–терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во – первых, такое взаимодействие стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. Во – вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии – учится понимать себя и других.

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Психопрофилактика с помощью песка проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательную возможное свойство «замедлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством.

Рисование песком, песочная анимация – все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно. Ведь это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов (необычайное искусство создания картин).

Прекрасный способ борьбы со стрессом. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

1.Дети чувствуют себя более успешными.

2.На занятии весело нет скуки и монотонности.

3.В детском саду ребенок легче адаптируется в коллективе.

4.Страх и напряжение исчезает.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: dsivyshka16 (03.05.2017)
Просмотров: 469 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar