Главная » Статьи » Мои статьи

Роль экспериментирования в жизни дошкольников

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то не досказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал.»
В. А. Сухомлинский

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.  
В процессе экспериментирования с бумагой дети смогут узнать, что она бывает разных видов. Бумага непрочная, тонкая, не надёжная, салфетка и тетрадный лист быстро намокают в воде, бумага легко рвётся в сравнении с целлофановым пакетом, а также бумага хорошо мнётся в сравнении с тканью: ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. В ходе опыта «Стирка белья» дети узнают, что бумага издаёт звуки - шуршит, скрипит. А в следующем опыте «Цветок лотоса» при опускании в ёмкость с водой нераспустившихся бумажных цветов лотоса, дети с большим интересом могут наблюдать, как при намокании цветы распускают свои лепестки.
Оборудованные в группах экологические уголки и мини-лаборатории, наполненные необходимыми материалами и оборудованием, позволяют детям превращаться в ученых и проводить разнообразные исследования.
Само слово «экспериментирование» является многозначным. Оно может выступать как метод обучения, как форма организации педагогического процесса и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения.
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию нужно
поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность, которая порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Экспериментируйте и совершайте вместе с детьми интересные и яркие открытия!
 

Детский сад "Ромашка", филиал Детского сада "Светлячок"

Категория: Мои статьи | Добавил: dsivyshka16 (31.03.2021)
Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar